russia
По вопросам франчайзинга

Эволюция отечественного рынка франчайзинга

Эволюция отечественного рынка франчайзинга


Франчайзинг продолжает оставаться одной из самых востребованных форм ведения бизнеса в российском сегменте малого и среднего предпринимательства. Причины очевидны: покупатель получает понятную, раскрученную модель ведения дела, при этом имея достаточно скромные инвестиции. Однако вести бизнес по франшизе не так просто, как может показаться на первый взгляд, поэтому эксперты советуют максимально трезво оценивать свои возможности еще на этапе входа.

Франчайзинг

За последние несколько лет отечественный рынок франчайзинга несколько раз трансформировался, но в целом вел себя адекватно экономической ситуации в стране. 2016 год был годом отложенного спроса, интерес к франчайзингу не падал, но сделок совершалось немного, а покупатели франшиз использовали эту паузу, чтобы более детально изучить ситуацию, проанализировать интересующие их концепции и выбрать наиболее интересный, качественный и подходящий проект. "Однако в январе — апреле 2017 года мы зафиксировали внушительный рост числа заявок на покупки франшизы (почти на 60 процентов) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Предприниматели просто устали ждать "лучших времен" и решили переходить к более активным действиям",— рассказала руководитель проекта Franshiza.ru Анна Рождественская.

Бизнес по франшизе

Аналогичного мнения директор по франчайзингу сети магазинов "Заодно" Дмитрий Першиков. Он считает, что ситуация на рынке сегодня непростая, поэтому инвестиционная активность находится на низком уровне. "Однако люди уже устали ждать улучшения внешнего фона и начинают думать о том, как все же строить бизнес в данных условиях",— отметил он. Дмитрий Першиков полагает, что сложившая экономическая ситуация способствует "очищению" рынка от большого количества псевдофраншиз, так как потенциальный франчайзи более осознанно подходит к процессу организации своего дела и выбору франшизы. В Российской ассоциации франчайзинга также подтверждают, что, несмотря на все трудности, рынок уверенно продолжает наращивать обороты. В первую очередь за счет роста сегмента сетевого фастфуда и кафетериев. "Настоящим драйвером роста франчайзинга в России стали многочисленные концепции бургерных, количество которых резко увеличилось как в столице, так и в регионах",— поделилась наблюдениями Анна Рождественская.

Эксперты также считают, что число франчайзинговых компаний будет расти у нас в стране и в будущем. "Очевидно, что в кризисный период развитие франчайзинговой системы имеет большие перспективы. Предприниматели стали охотнее открывать бизнес по франшизе, так как вывести на рынок новый бренд теперь еще труднее",— считает генеральный директора ООО "Лаборатория Гемотест" Рудем Газиев.

Концепции из регионов

Наиболее востребованными остаются франшизы, сумма инвестиций в которые не превышает 1,5 млн рублей в независимости от направления деятельности. Их продажи с начала года выросли более чем на 30 процентов. "Основной тенденцией является увеличение предложений по недорогим франшизам. Даже у известных игроков. Франчайзеры на базе раскрученных дорогих брендов сейчас формируют более "легкие" концепции и понижают планку для входа",— пояснила президент Российской ассоциации франчайзинга Агнесса Осипова.

Франчайзинг

Если раньше франшизы зарождались в основном в Москве и Санкт-Петербурге, а потом совершали экспансию в регионы, то сейчас ситуация изменилась, и среди франчайзеров стало появляться большое количество локальных региональных сетей, которые постепенно и уверенно развиваются в рамках своей территории, "завоевывают" область за областью и становятся федеральным брендом. "Таких проектов на рынке уже порядка 40 процентов, и это устойчивый тренд,— утверждает Анна Рождественская.— Сильные стороны этих предложений в том, что они близки к региональным реалиям, учитывают местную специфику и позволяют сэкономить не на бумаге, а на практике. Они более реалистичны для партнеров из регионов". По словам эксперта, запросов на разработку франшиз из субъектов Федерации сейчас поступает даже больше, чем из столицы.

В то же время региональные сети с каждым годом все сильнее ощущают давление федеральных. Сейчас даже в самые отдаленные уголки страны активно приходят "Пятерочки", "Магниты" и т.п., и местные предприниматели вынуждены сворачивать аналогичный бизнес, не выдержав конкуренции. "Это негативный фактор, но именно такая экспансия вынуждает региональных предпринимателей искать альтернативные, конкурентоспособные франчайзинговые продукты, трансформировать и диверсифицировать свой бизнес",— говорит Дмитрий Першиков.

Буквально 10 лет назад к франшизам из регионов относились очень скептически. "В 2006 году, когда была запущена наша франшиза, доверие к бизнесу, зародившемуся не в столице, а в Томске, нужно было завоевывать потом и кровью",— вспоминает директор сети кафе-мороженого "33 пингвина" Ольга Степико. "У потенциальных партнеров было множество стереотипов и страхов. Поэтому, проработав техническую и экономическую сторону вопроса, мы начали использовать то, что казалось нашим "минусом", в свою пользу. Сибирь у многих ассоциируется с экологичностью, и наша ставка была на первозданный натуральный продукт — она сыграла. Сейчас нам удалось выстроить сеть в 180 городах из четырех стран",— поделилась опытом Ольга Степико.

Франшиза Сабвэй

Специалисты в один голос говорят: к выбору франшизы надо подходить очень тщательно. Следуя общей тенденции к удешевлению, на рынке стало появляться большое количество франшиз, стартовый капитал которых укладывается в 500 тысяч рублей вместе с паушальным взносом, затратами на оборудование, персонал и т.д., при этом роялти могут отсутствовать вообще или на какой-то период. Такие франшизы продают плохо раскрученные бренды, то есть, по сути, отсутствует ключевой компонент и смысл покупки франшизы.

"Предприниматели стали охотнее открывать бизнес по франшизе, так как вывести на рынок новый бренд теперь еще труднее"

"Разные предприниматели преследуют разные цели, для кого-то стимулом к покупке франшизы является бренд, для кого-то технология ведения бизнеса или концептуальная идея, которая позволит эксклюзивно представить продукт или услугу. В последнем случае предполагается, что франчайзи самостоятельно будет вкладываться в продвижение бренда и имеет такие возможности. Соответственно, от этого зависит и цена "входного билета" в бизнес",— утверждает Анна Рождественская.

Франчайзинг — уникальная технология, которая позволяет умножить за счет развития нескольких точек даже маленький доход и получить вполне ощутимую прибыль. Но есть одно золотое правило, которое специалисты советуют взять за основу и следовать ему в любых ситуациях: франчайзинг — это такой же бизнес, как и самостоятельный проект, он требует не меньших усилий и знаний, и к организации такого бизнеса нужно также подходить со всей ответственностью.

"Впрочем, стоит отметить, что в последнее время портрет покупателя франшизы существенно изменился. Потенциальные франчайзи стали более бизнес ориентированы, требовательны, детально и взвешенно подходят к вложению собственных инвестиций. Еще несколько лет назад предприниматель выбирал франшизу только по ее стоимости, сегодня же выбирают сферу бизнеса и бренд",— заключил генеральный директор ООО "Лаборатория Гемотест" Рудем Газиев.

Источник 



все новости
Наверх