russia
По вопросам франчайзинга

АЗС + нетопливный бизнес: эффективная синергия

АЗС + нетопливный бизнес: эффективная синергия


В последние годы из-за неблагоприятной ценовой ситуации на российском топливном рынке розничный бизнес оказался на грани выживания. Когда продажа нефтепродуктов не в состоянии обеспечить безубыточную деятельность АЗС, возникает логический вопрос: как заработать на нетопливном бизнесе? «Современная АЗС» ответит на примере опыта сети ресторанов Subway…



В России свыше 29 тысяч автозаправочных станций, из них только у 40% работают кафе. Для большинства даже крупных сетей АЗС точка питания на станции – вопрос не приоритетный. Так, согласно исследованию рынков, проведенного РБК в конце 2017 года, уровень присутствия кафе в сети АЗС составил: «Роснефть» - 32%; «Татнефть» - 17%; «Башнефть» - 12%. Но ситуация меняется. Приходит понимание, что именно нетопливный бизнес на АЗС может стать той «подушкой безопасности», которая способна удержать станции на плаву в периоды низкого спроса на нефтепродукты и неблагоприятной ценовой ситуации на топливном рынке.

Вектор перемен

Как рассказали эксперты сети ресторанов Subway, на топливном рынке происходит изменение вектора развития ритейла с формата «продажи топлива + сопутствующий бизнес» к формату «сопутствующий бизнес + продажи топлива». Стратегическая цель для участников рынка – развитие сопутствующего бизнеса (магазины, кафе, услуги) и повышение его рентабельности с учетом:

·        рационализации потребителя – высокое качество (вкусная и качественная еда) по разумной цене + скорость обслуживания, чистота, атмосфера, удобство расположения;

·        роста мобильности населения – развитие транспортной инфраструктуры и культуры потребления.

Современная АЗС рассматривается как некий конструктор, главная задача собственников которого – его грамотное наполнение в конкретном месте.

Основные препятствия

Существует несколько систем организации работы кафе/ресторана/магазина на АЗС:

·        собственная сеть – по примеру Wild Bean Cafe на АЗС «BP», G-Drive на АЗС «Газпромнефть», Deli2Go на АЗС «Shell»;

·        франчайзинг – по примеру сотрудничества с такими сетями общепита, как Subway, Stardog!s, Sibylla, A-Cafe;

·        аренда – McDonalds, KFC, Subway.

Но, несмотря на видимую простоту организации точек питания при АЗС и понимание со стороны владельцев сетей о необходимости развития сопутствующего бизнеса из-за низкой маржинальности или вообще ее отсутствия, данное направление, как видно из указанной выше статистики, не очень распространено среди российского топливного ритейла.

Эксперты Subway выделяют несколько основных препятствий, возникающих перед собственниками сетей АЗС, желающих развивать нетопливный бизнес.

Во-первых, вопрос выбора правильной стратегии – развивать собственную историю, привлечь франшизную сеть либо же сдать в аренду.

Во-вторых, отсутствие необходимого опыта и соответствующих компетенций у команды АЗС.

В-третьих, оценка локаций АЗС и выбор подходящей бизнес-модели: экспертные компетенции, дизайн, оборудование, технологии, стандарты. Сейчас, помимо сетей АЗС ВИНК, достаточно много крупных региональных сетей, насчитывающих до 100-150 точек, владельцы которых попросту не знают, что с ними делать. В таких случаях нужно либо самим наращивать экспертные компетенции, нанимая опытных сотрудников, либо привлекать соответствующих профессионалов со стороны.

Острый вопрос инвестиций: финансовые ограничения, низкая или отрицательная доходность топливного направления. Основное правило бизнеса: любые решения должны окупаться. Можно построить красивое кафе, но оно, во-первых, будет работать не эффективно, а во-вторых, окупиться только через 5-7 лет. Необходимо четче просчитывать бизнес-модели и бизнес-план.

Также среди препятствий могут быть проблемы с инфраструктурой и инженерными сетями: ограничения по площади, коммуникациям, проектным решениям. К примеру, на трассовых точках зачастую нет воды и канализации. И нужно находить возможности по автономному водоснабжению, что требует дополнительных инвестиций.

Немаловажный вопрос профессионализма персонала: управленческая команда, обучение сотрудников, системы мотивации. 

Могут возникать и определенные трудности со стороны логистики и системы поставок продукции: работа с производителями и поставщиками, стоимость продукции, транспортные издержки.

Также следует пристальнее отнестись к ассортиментной матрице: нужно понимать и потребности клиента, и востребованность продукта в конкретном месте, для того чтобы снизить его списание и повысить эффективность работы и персонала, и бэк-офиса.

Особое внимание необходимо уделить системе учета и контроля. Очень серьезно на эффективность бизнеса влияют IT-решения, включая и те, которые позволяют минимизировать потери в части недобросовестности сотрудников АЗС. Есть статистика, согласно которой в России в рознице, включая АЗС, порядка 30-40% персонала могут злоупотреблять воровством. В Европе этот показатель ниже, порядка 15%. И без качественных IT-решений бороться с этим сложно.

И, конечно же, большое значение имеют маркетинг и продвижение продукта: важно, чтобы он был узнаваем и востребован клиентом. А дальше уже можно говорить о воспитании у клиентов лояльности к продукту.

 Удачный пример

Естественно, чем известнее имя и масштабнее география распространения бренда, тем больше вероятность эффективной отдачи от точки питания, ведь стандарты качества и обслуживания такого кафе/ресторана/магазина не только проверены временем, но и направлены на поддержание положительной репутации торговой марки. Как правило, присутствие на АЗС точки питания известного бренда ассоциируется у клиента с надлежащим высоким уровнем качества сервиса и подсознательно вызывает доверие к сети АЗС в целом.

К примеру, на сегодняшний день самая крупная мировая франчайзинговая сеть ресторанов быстрого обслуживания – Subway, в которой более 44 700 торговых точек по всему миру, из них 600 – в России. К слову, автозаправочные станции – это наибольший канал продаж данной сети в нетрадиционном формате: у компании более 4 600 ресторанов при АЗС в мире, из них около 40 точек приходится на российские сети. Так, рестораны Subway расположены на заправках «ЛУКОЙЛ», «Башнефть», «ЕКА», «ТрансАЗС», «Корбат» в Москве, Смоленске, Челябинске, Ростове-на-Дону, Таганроге, Набережных Челнах и Иркутске. «Мы внимательно следим за российским рынком, считая его очень перспективным. Государство активно вкладывает в инфраструктуру, развивая и придорожный сервис», – рассказал «Современной АЗС» Дмитрий Чуйко, региональный менеджер по франчайзингу и развитию бизнеса Subway в России.

 Когда возможно все

Эксперты Subway утверждают, что размещение точек питания на АЗС имеет хороший синергетический эффект, а именно – увеличение продаж топлива за счет привлечения клиентов, которые заезжают на заправку перекусить. «Сегодня клиент хочет получать еду здесь и сейчас, в дороге, хорошую, по возможности недорогую, но качественную. И мы полностью пытаемся удовлетворить данные требования. К примеру, на всех наших точках каждые три-четыре часа готовится свежий хлеб. Он выпекается на глазах клиента – это важно для нашей концепции. Мы считаем, что качество продукта (особенно в канале АЗС) и его свежесть – это определяющий момент. И если человек едет из точки А в точку Б, например, за тысячу километров, у нас не должно быть сомнений, что он доберется туда без каких-либо сложностей», – объясняет Дмитрий Чуйко.

При этом в компании разработали решения, удовлетворяющие любым технологическим и административным ограничениям АЗС. К примеру:

·           опция гибкого проектирования: точка питания может вписаться в различные операторные, также есть возможность поставить павильоны на территории АЗС;

·           низкие требования по коммуникациям, а именно, низкое потребление воды и электричества;

·           возможность работать в режиме АЗС. При необходимости – круглосуточно;

·           нет горячей кухни;

·           работники-универсалы;

·           гибкий подход к формированию команды персонала: увеличение количества сотрудников в часы высокого трафика на АЗС или в высокий сезон; возможность эффективной работы ресторана даже с одним сотрудником при низком трафике или в низкий сезон.

Принимая во внимание более чем 50-летний успешный опыт деятельности сети, за это время разработаны эффективные решения, в которых учтены следующие возможные трудности и/или препятствия для работы точек питания при АЗС:

·           логистика: продукты российских производителей и поставщиков; одобренные и проверенные партнеры; доставка до дверей ресторана; выгодные цены.

·           маркетинг: российский рекламный фонд; регулярные рекламные кампании в электронных и традиционных СМИ, а также на уличных рекламных носителях; совместные рекламные кампании с партнерами; ежемесячные инструкции по локальному маркетингу.

·           поддержка и обучение: 2х-недельный обучающий курс для франчайзи; постоянные тренинги в ресторанах; обучающие вебинары для менеджеров и работников ресторанов; ежемесячное посещение и проверка ресторана бизнес-консультантом Subway.

Кстати, партнеры компании отмечают определенную позитивную тенденцию в работе АЗС после открытия на ее территории ресторана сети Subway. К примеру, Алексей Бубнов, франчайзи Subway® (13 ресторанов) и владелец сети АЗС в Челябинске рассказал: «Первый ресторан мы открыли в июне 2010 года. Франшиза Subway® привлекла нас своей доступностью и небольшими инвестициями. Статистика показала, что после открытия ресторана продажи 92 и 95 бензина увеличились в среднем на 15-20%». Еще один франчайзи Subway® (6 ресторанов) Евгения Штутман, которая арендует помещения на АЗС в Москве, сообщила: «По нашим подсчётам, 15% всех заправок на АЗС сопровождаются покупками в ресторане», что несомненно – хороший показатель конверсии.

В Subway постоянно работают над новыми решениями. В апреле компания открыла первый в России и самый большой в мире ресторан Сабвэй в концепции Fresh Forward. Fresh Forward – это трансформация во всем: от логотипа и дизайна интерьера до цифрового меню и новой подачи сэндвича. Концепция направлена на совершенствование покупательского опыта, мобильность и повышение доступности продукта. «Ресторанный бизнес рано или поздно требует обновления, а в современном мире, где технологии меняются каждый день, это просто необходимо. Новый концепт – это что-то уникальное. Мы готовились к этому почти год и для нас, конечно, это начало нового этапа в развитии компании. Это лишь первый ресторан, первый шаг. Планируем в дальнейшем воплотить концепцию Fresh Forward в большинстве наших точек», – сказала Президент Сабвэй Россия Ольга Блудовская.



все новости
Наверх

На данном сайте используются профильные cookies-файлы, способствующие лучшему пользованию сайта. Спасибо, что вы здесь!